Посетители выставки «Энергетика. Экология. Энергосбережение. Электро» (EnergyExpo’2015), которая прошла с 13 по 16 октября 2015 года в Футбольном манеже г. Минска, задавали очень много вопросов и о зарядных устройствах и об электромобиле. Практически всех интересовало время заряда, стоимость заряда, пробег автомобиля от одной зарядки и, конечно, стоимость устройства. Вот ответы на наиболее популярные вопросы.
— Для чего нужно это зарядное устройство, если электромобиль можно заряжать от любой розетки?
Действительно, в комплекте с электромобилем можно докупить кабель для заряда автомобиля от любой бытовой розетки. Но заряд от бытовой розетки будет длиться в нормальном режиме 12-14 часов, к тому же автомобиль в процессе заряда контролирует сеть, и если напряжение опускается ниже допустимого уровня, понижается ток заряда, и следовательно увеличивается время. Поэтому, все же желательно заряжать электромобиль от специального устройства, подключенного к отдельной трехфазной розетке. Это увеличит надежность цепи заряда, и значительно уменьшит время заряда.
— Сколько времени устройство заряжает электромобиль?
Время заряда зависит от того, какой электрической мощностью вы располагаете в месте подключения. Когда вы заключаете договор с электросетями на электроснабжение (дачи, коттеджа, гаража), в нем оговаривается мощность, которую вы можете потребить из сети. Для зарядки электромобиля желательно иметь не менее 3 киловатт. Если у вас есть 3 кВт, то ваш электромобиль зарядится за 8-8,5 часов. Если вы можете потреблять 6 кВт, то электромобиль зарядится за 4-4,5 часа.
— Сколько стоит заряд автомобиля и сколько стоит это устройство?
Заряд автомобиля в домашних условиях стоит столько, сколько электроэнергии будет затрачено на заряд. Если вы заряжаете мощностью 3 кВт в течение 8 часов, на это будет затрачено 24 киловатт-часа, что при стоимости 1 киловатт-часа 1467руб, составит примерно 35200 что примерно равно стоимости 3 литров топлива.
Стоимость устройства в самой простой конфигурации для заряда 8-9 часов с несъемным кабелем и одном разъемом будет стоить от 800 евро.
— Это устройство выглядит как просто ящик с розеткой. За что тут платить деньги?
Это устройство не просто ящик с розеткой. В его состав входят устройства защиты от коротких замыканий, которое отключит устройство в случае каких-то неисправностей в кабеле или системе заряда автомобиля, устройство защиты дифференциального тока, которое защищает пользователей при износе изоляции и предотвращает возникновение пожаров, контактор, который обеспечивает включение и отключение процесса заряда, специальная розетка с блокировкой, которая обеспечивает не только надежный контакт, но и предотвращает случайное отсоединение разъема в процессе заряда. К устройству прилагается кабель (один или несколько) с различными разъемами для заряда автомобилей разных типов. А также в устройстве установлен интеллектуальный контроллер, который поддерживает связь с машиной до заряда и в процессе заряда, управляет контактором, блокировкой, также имеет ряд дополнительных функций. Например, он может ограничивать ток заряда, чтобы вы не потребили из сети больше, чем вам разрешено по договору с электросетями. Или вы можете подключить внешнее устройство управления, такое как терминал оплаты или устройства считывания карт доступа, и повесив такое устройство на паркинге торгового центра или офиса, разрешать заряд после оплаты или только работникам определенной компании.
Вопросы, касающиеся автомобиля, необходимо задавать производителям автомобилей, потому, что параметры значительно отличаются в различных моделях. И все-таки есть какие-то общие моменты. Это технология производства батареи – в основном это Li-Ion, пробег от одной зарядки – 150-250км, расположение батареи – под днищем автомобиля для понижения центра тяжести и улучшения управляемости.
На вопросы отвечал один из разработчиков компактного устройства зарядки электромобилей, заместитель начальника электротехнического раздела по перспективному развитию ООО «Энергопромис» Горавский Вячеслав Арнольдович